Помощники учителя иностранного языка и учащихся при овладении коммуникативной компетенцией.
Целью обучения иностранному языку является формирование поликультурной личности учащихся путем использования потенциала учебного предмета для социализации подрастающего поколения, появления у него гуманистических ценностных ориентаций, обогащения духовного мира в процессе овладения иноязычной коммуникативной компетенцией.
Как же сделать урок иностранного языка интересным и соответствующим данной цели? На помощь приходит игра, а именно – коммуникативная игра.
Коммуникативная игра представляет собой учебное задание, включающее языковую, коммуникативную и деятельностную задачи. В коммуникативных играх предусмотрена работа в парах, небольших группах либо целым классом. Основная цель коммуникативных игр заключается не в решении лингвистических задач, а в организации неподготовленной коммуникации.
Выделяют следующие виды коммуникативных игр:
- Коммуникативные игры, в основе которых лежит принцип ранжирования.
Данный прием предполагает распределение определенных предметов в порядке значимости, важности, их предпочтения. В процессе игры обычно возникает дискуссия, поскольку существуют различия в точках зрения при ранжировании информации и обучающиеся объясняют или обосновывают свой выбор, работая в парах или группах.
Приведем пример: Обучаемым предлагается 5-6 тематически связанных существительных и 4-5 прилагательных, которые передают их качества. Лексический материал представляется в виде таблицы:
|
Macaroni |
Water |
Yoghurt |
Curry |
Arsenic |
Cheap |
|
|
|
|
|
Tasty |
|
|
|
|
|
Healthy |
|
|
|
|
|
Fatty |
|
|
|
|
|
Essential to life |
|
|
|
|
|
|
Lion |
Snake |
Dog |
Elephant |
Spider |
Strong |
|
|
|
|
|
Rare |
|
|
|
|
|
Intelligent |
|
|
|
|
|
Beautiful |
|
|
|
|
|
Dangerous |
|
|
|
|
|
Hobby
|
TV |
Swimming |
Reading |
Sleeping |
Sightseeing |
Healthy |
|
|
|
|
|
Tiring |
|
|
|
|
|
Productive |
|
|
|
|
|
Enjoyable watching |
|
|
|
|
|
В соответствии с указанными критериями обучающиеся ранжируют данные предметы или действия, а затем в группах обсуждают свои варианты. Например, если они считают, что от макаронов полнеют больше всего, они ставят цифру 1 в колонке «macaroni». Затем выбирают продукт, от которого меньше всего полнеют, и ставят напротив него цифру 2 и т.д., пока не заполнят все колонки таблицы.
Вторым примером является достижение общего мнения (reaching a consensus) .
You are going on 2 weeks to Canada and you have to decide what 10 objects to take with you. You will have to reach a consensus with your classmates on these objects.
В этом случае сначала все обучающиеся записывают наименования 10 предметов, которые они хотели бы взять с собой. Затем в парах согласуют перечень необходимых вещей. После этого список уточняется в четверках, двух подгруппах и, наконец, вся группа приходит к единому мнению, принимая общий список вещей, которые целесообразно взять в поездку.
- Коммуникативные игры, характеризующиеся полным или частичным отсутствием информации, которую учащиеся должны узнать, задавая вопросы друг другу и отвечая на них. Обмен информацией может быть односторонним и двусторонним.
Например: тема: Famous people
Задание: получить недостающую информацию, используя вопросы: What is his/her name? What is she/ he famous for? What was she/ he awarded?
Pupil 1:
Name |
|
Lord Rutherford |
Alexander Fleming |
William Golding |
…is famous for… |
developing a method of determining crystal structure using X-rays |
|
|
writing novels “Lord of the Flies” 1954, “The Paper Men” 1984 |
Was awarded |
|
The Chemistry Prize in 1908 |
|
|
Pupil 2:
Name |
William Bragg |
Lord Rutherford |
|
|
… is famous for… |
|
investigation into the decay of elements and the chemistry of radioactive substances |
discovering penicillin in 1929 |
|
was awarded |
Nobel Prize 1915 |
|
Nobel Prize 1945 |
Nobel Prize in 1983 |
- ема: The convenience store
Задание: заполнить пропуски в карточках, задавая вопросы:
- much …? How many …?
Pupil 1 |
Pupil 2 |
Watch … |
Watch 15£ |
Tea 5 £ |
Tea … |
Calculator … |
Calculator 9£ |
Vacuum cleaner 75£ |
Vacuum cleaner … |
Jacket … |
Jacket 100£ |
Pepsi 1£ |
Pepsi … |
Car “Volvo” … |
Car “Volvo” 15 000 £ |
Для обучающихся начального этапа можно использовать таблицы с рисунками:
Pupil 1:
|
Vacuum cleaner |
|
Toy car |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
Pupil 2:
Balloon |
|
|
|
Pepsi |
|
Dress |
|
|
|||||
|
75 £ |
|
100 £ |
|
|
|
- Игры, предполагающие группирование или подбор подходящих вариантов.
Например: у каждого из учащихся написаны по 3- 5 частей пословиц и поговорок по определенной теме – нужно собрать целую пословицу или поговорку, общаясь с одноклассниками.
Pupil 1 |
Pupil 2 |
Pupil 3 |
Health is better … |
… makes a man healthy, wealthy and wise |
Early to bed … |
… has hope, and he, who has … |
An apple a day … |
… keeps a doctor away. |
… and early to rise … |
… than wealth. |
He, who has health … |
What is food for one man … |
… hope, has everything. |
… is the best rest. |
… to others. |
A change of activity … |
… is bitter poison … |
- Игры, в результате которых учащиеся создают речевые ситуации, где они должны найти себе собеседника, с близкими ему интересами и планами.
Например: тема Fashion.
Задание: Choose with your partner those items, which you would like to buy/ put on thematic party. Explain your choice.
Тема: Learning foreign languages.
Задание: complete the sentences yourself. Exchange your information with your partner and present the information to your classmates.
Pupil 1 |
Pupil 2 |
I am learning English because I want …
|
I am learning English because I want …
|
The best way to learn English is …
|
The best way to learn English is …
|
Useful learning strategies are …
|
Useful learning strategies are …
|
A good language learner …
|
A good language learner …
|
Либо : Role-play: “How to learn a language well?”
Characters: A — teacher; B — pupil; C — the pupil’s friend;
D — pupil’s parents; E — pupil’s foreign friend
Задание:
1) A, C, D, E are to persuade B to learn English and give reasons.
2) B does not want to learn English (and other foreign languages).
- Игры, строящиеся на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения, т.е. ролевые игры.
Одним из примеров является пресс-конференция. В ходе подготовки одна группа учащихся собирает материал о знаменитостях; а вторая – журналисты – готовят вопросы.
Приведем еще несколько примеров:
- Игра «Outstanding people» (проводится для совершенствования грамматических навыков употребления Past Simple Tense и Present Perfect Tense, interrogative sentences)
Каждый учащийся выбирает себе знаменитость, о которой может рассказать от первого лица, но не называет ее фамилию. Остальные учащиеся задают ему вопросы, содержание которых зависит от уровня их подготовленности. Чтобы сделать процесс узнавания более легким – можно составить список знаменитостей и вывесить его перед классом, предупредив, что вопросы типа Are you Madonna? задавать нельзя.
Например: What is the most important thing you ever did?
Does your public life affect your private life?
Which event in your life was the most significant?
Did the way you were brought up help you to achieve so much?
Задача «знаменитости» - стараться отвечать на вопросы несколько уклончиво и неконкретно, чтобы ее роль не сразу разгадали. Если учащиеся догадываются, кто эта «знаменитость», они пишут фамилию на листочке бумаги и отдают учителю. Когда дано несколько правильных ответов, учитель останавливает игру и называет фамилию учащегося, который первым дал правильный ответ. Подведение итогов может быть проведено в виде обсуждения следующих вопросов:
- What made it easy to guess the character?
- What made it difficult?
- What gestures and attitudes could have been added?
Вместо знаменитостей можно описывать профессии.
Также можно ограничить вопросы лишь одной областью, чтобы отработать конкретный языковой материал. Например:
a) Talking about likes and dislikes.
- Who is your favourite painter/writer/ actor?
- Which is the food you prefer most?
- Is there anyone you dislike most of all?
b) Talking about plans for the future.
- Where would you like to go for a holiday?
- How would you like to improve ecology in your district?
- When will you retire from public life?
c) Practicing the conditional form.
- If you had a holiday, what kind of holiday would it be?
- If you had a farm, what would you grow on it?
- If you went out in the evening, what would you do?
- If you wrote a book, what would you write?
Таким образом, игра – активизирует стремление учащихся к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учащимися.
Игра дает возможность робким и неуверенным в себе учащимся говорить, и тем самым преодолевать барьер неуверенности.
В играх учащиеся овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением либо опровергнуть его.
Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов учащихся, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; способствуют воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.
Важно отметить, что коммуникативные игры способствуют познавательной активности учащихся при изучении иностранного языка, делают процесс овладения иностранным языком радостным, творческим и коллективным.
Кроме коммуникативных игр я в своей практике использую видео-ресурсы. Именно с помощью видео-ресурсов учащиеся получают информацию о «живой» разговорной речи, о темпе речи носителей языка, что положительно влияет на навыки диалогической и монологической речи учащихся; об интонационных навыках, а также расширяет словарный запас. Следует отметить, что видеосюжет не должен превышать 3-5 минут (крайней отметкой является восьмиминутный рубеж), т.к. далее внимание учащихся рассеивается и они теряют интерес к сюжету. Жесты и мимика героев помогает учащимся понять основной смысл сюжета и они расширяют свой словарный запас, не прилагая к этому огромных усилий.
Работа с видео, так же как и с текстом для восприятия речи на слух, состоит из нескольких этапов:
- до просмотра
- во время просмотра
-после просмотра
Также можно выделить такие этапы как проверка памяти, знаешь ли ты? и дискуссия.
На уроках я использую различные приемы работы с видео:
- Ускоренный просмотр всего сюжета. Это занимает мало времени, но после такого просмотра можно выяснить поняли ли учащиеся о чем будет сюжет.
- Просмотр сюжета на обычной скорости, но без звука. Данный способ развивает мышление и языковую догадку учащихся.
- Стоп кадр. Используется на любом этапе просмотра для выяснения понимания увиденного, либо с целью развития догадки.
- Закрытый экран. Учащиеся могут только слышать. Нужно определить место действия и кто говорит (его возраст, социальное положение).
- Просмотр эпизода несколько раз подряд я практически не использую. Но, если ролик довольно большой, и необходимо его детальное понимание, то имеет смысл использовать данный прием.
Конечно, выбор методов и приемов каждый учитель определяет сам в зависимости от возраста учащихся, их языковой подготовки и поставленных целей.
Перед просмотром сюжета необходимо подготовить учащихся к его восприятию. Можно обменяться информацией о том предмете или явлении, городе или стране, человеке, о котором будет видео. Во время просмотра можно использовать вышеизложенные приемы, а после просмотра идет обязательное обсуждение ролика или ответы на вопросы, либо выполнение других упражнений.
Таким образом, коммуникативные игры и видеосюжеты являются важными вспомогательными средствами для учителя и учащегося при овладении иностранным языком, делая этот процесс более легким и приятным.