Приветствую Вас, Гость

  

Диалог в интерактивной форме

   За последние годы учителя иностранного языка получили значительную самостоятельность в выборе средств обучения, творческом осмыслении содержания и путей реализации программных требований. Признавая существование различных методов в современном процессе обучения иностранному языку, следует все же отметить, что лидирующее положение занимают методы и технологии, основанные на личностно ориентированном подходе в обучении. При помощи таких методов можно:

  • создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно; стимулировать интересы обучаемого, развивать у него желание практически использовать иностранный язык, а так же потребность учиться, делая тем самым реальным достижением успеха в овладении предметом;
  • затрагивать личность ученика в целом, вовлекать в учебный процесс его чувства, эмоции и ощущения;
  • активизировать ученика делая его главным действующим лицом в учебном процессе, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса;
  • создавать ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; учащийся должен осознавать, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения;
  • учить ребенка работать над языком самостоятельно на уровне его физических интеллектуальных и эмоциональных возможностей – следовательно, обеспечить дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;
  • предусматривать различные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, в полной мере стимулирующие активность обучаемых, их самостоятельность и творчество.

   Все перечисленные критерии могут быть реализованы в использовании интерактивных форм и методов обучения.

   Что же такое интерактивное обучение? Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность. Это делает продуктивным процесс обучения. Суть такого обучения состоит в том, что во время учебного процесса все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения ребята учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе знаний обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работы, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идёт работа с документами и различными источниками информации.

      На своих уроках я стараюсь создать такие условия, чтобы общение стало необходимым, чтобы ребенок захотел говорить,  при этом я учитываю специфические признаки данного вида речевой деятельности такие как: мотивированность, целенаправленность, активность, связь с личностью и мыслительной деятельностью человека, самостоятельность, темп и ситуативность, учитывая при этом характерные особенности участников общения, их возраст, уровень развития и тогда общение, безусловно, состоится.

Среди интерактивных средств обучения можно выделить следующие:

- игра, игровая ситуация, коммуникативные игры;

-урок-экскурсия;

- прием коллажирования;

- урок-викторина;

- использование загадок и ребусов;

- ролевые игры;

- интегрированные уроки;

- использование интернет ресурсов и сервисов Web 2.0

   На каждом уроке можно отводить 10-15 минут на игру .

    На своих уроках я люблю использовать следующие методы:

1) Метод «Мозговой штурм»

Одной из тем,  изучаемой в 9 классе на уроках английского языка, является тема «Здоровый образ жизни». Средствами английского языка у учащихся формируется понимание значимости здоровья человека.

 Детям задается вопрос: «Что для Вас значит понятие «здоровый образ жизни»?

(учащиеся обмениваются мнениями  по цепочке).

 Примерные ответы:

*    качество и образ жизни

*    физическое развитие

*    отсутствие заболеваний

*    построение взаимоотношений с другими людьми

*    взаимодействие с окружающей средой и т. д.

 

   С моей точки зрения этот прием позволяет заставить учащихся размышлять, путем мозговой атаки учащиеся называют все, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя- роль проводника.

 2) Метод «Карта памяти»

   Этот метод является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре, сначала возникает слово, идея, мысль. Идет поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются. Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создает пространство для проявления креативных способностей.

  Возможности использования «Карты памяти»:

*    При систематизации, повторении материала

*    При работе с текстом

*    При повторении в начале урока

*    При введении в тему

*    При сборе необходимого языкового материала и.т.д.

 

Используя тему «Здоровье», я предлагаю учащимся показать, что влияет на здоровый образ жизни и изобразить это графически.

Примерные ответы:

*    Распорядок дня

  • *   

*    Образ жизни

  • *   

*    Здоровое питание                                    

*    Окружающая среда

*    Знание о вредных привычках

*    Качество медицинских услуг

*    Двигательная активность

*    Позитивное отношение  себе и окружающим.

*    Достижение поставленной цели и.т.д.

 

   3) Используя тексты по теме по теме можно использовать приём «Учимся вместе».

Взаимообучение происходит в группах из 4-7 человек. Всем раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя. После прочтения абзаца,

“Учитель” делает следующее:

*    Суммирует содержание абзаца;

*    Придумывает вопрос по тексту, просит на него ответить;

*    Растолковывает то, что для других осталось неясным;

*    Даёт прогноз возможного содержания следующего абзаца;

*    Даёт задание на чтение следующего абзаца.

4) Следующий метод «Ажурная пила» (метод коммуникативных игр)

Возможности использования:

*       При работе с текстом;

*       При изучении грамматики.
Как это делать при работе с текстом

*       Учащиеся разбиваются на группы 4-6 человек, включая как сильных, так и слабых учеников;

*       Каждый получает для разработки подтему или часть текста (небольшой по объёму материал);

*       Идёт обмен информацией в группе, каждый является экспертом в своём вопросе;

*       Все слушают друг друга, задают вопросы, делают пометки, т.к. это единственный способ ознакомиться со всей информацией;

*       По пройденной теме отчитывается вся команда, или один из её членов;

   Я своим учащимся даю заполнить таблицы. Обычно я использую 2 варианта таблицы или более. В каждой таблице находится лишь часть информации по теме и учащиеся, задавая вопросы друг другу должны восполнить недостающую информацию.

Заинтересована вся команда, чтобы её члены знали всё, поскольку это отразится на общей итоговой оценке.  

5) Метод «Интервью»

Своего рода интервью может быть проведено с помощью следующих заданий и сопровождающей их схемы, которая заполняется каждым участником. Затем обучающиеся обмениваются своими записями. После чего уточняют интересующие их подробности. Например:

Read the sentences below and write down:

*       the year when you first went abroad;

*       the name of the most beautiful place you have ever visited;

*       what you would be if you could choose any job in the world;

*       the first name of your best friend;

*       the first name (surname if you don't know it) of the teacher at school you hated most;

*       something that frightens you;

*       the first name of the person you admire most;

*       the name of the country you would most like to visit;

*       the year when you were happiest;

*       what you consider to be the ideal number of children in a family;

*       the name of the town or village where you were born;

*       the number of people in your family, including yourself (people

living at home).

When you have finished, change your notes with student B. Look at what he or she has written and ask him or her as many questions as you can about it, e. g. What does this date here mean? Who is this person? etc. Try to get him or her to talk as much as possible about each thing. (Of course, you will also be expected to talk about what you have written!)

  1. Ролевые игры

Прочитать отрывок текста с соответствии с заданной ситуацией.

*    You are very shy and find it hard to look people in the face when you speak to them

*    You are a foreigner and are not very good at English

*    You and your friends were throwing stones at a bus

*    You have a problem with your right eye and keep winking all the time

*    You are angry and in a bad mood

*    You are short sighted и т.п.

 

  1. Использование интернет-ресурсов

   Используя Интернет на уроке иностранного языка – мы создаем модель реального общения. В Интернете учащиеся имеют возможность общаться со своими ровесниками, которые являются носителями языка. Это благоприятно сказывается на умении учащихся спонтанно и адекватно реагировать на иноязычное высказывание, стимулирует их на создание собственных высказываний, а не на использование заученных шаблонов. Общаясь по Skype учащиеся могут воспринимать иноязычную речь на слух, что положительно влияет на изучение иностранного языка.

      Однако, при помощи Интернета мы можем не только общаться. Глобальная сеть Интернет создает условия для получения любой информации как для учащегося, так и для учителя.

   Используя Интернет мы можем:

*    Найти страноведческий материал, материал для исследовательской работы или для подготовки к проекту;

*    Прочитать газету или журнал на иностранном языке;

*    Принять участие в тестировании, викторине, конкурсе, олимпиаде, проводимых по сети Интернет;

*    Переписываться со сверстниками из других стран;

*    Участвовать в чатах, видеоконференциях и др.

  1. Метод «Синквейн»

Синквейн - прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк (слово «синквейн» происходит от французского, означающего «пять»). в которых обобщена информация по изученной теме. Составляя синквейны, каждый может показать свой талант. Если стихотворение получилось эмоциональным и передает всю суть, то Вы в точности справились с заданием. Синквейны не только помогают проверять учителям материал, но и здорово экономят драгоценное время. Также синквейн – это отличный контроллер. Потому как никто не сможет передать суть стихотворением, если перед этим не был прочитан необходимый текст или не выучены новые лексические единицы.

Правило написания синквейна :
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка - фраза из четырех строк, показывающая отношение к теме
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы

 

Пример 1: Тема«It´s a Wonderful Planet We Live on"

  • Earth
  • Beautiful, blue
  • Live, produce, pollute
  • Can be kind, can hurt
  • Planet

 

 

Пример 2. Тема «American Holidays"

 *Thanksgiving

 *Happy, thankful

 *Get together, pray, thank

 *People like it very much. It´s celebrated by all Americans. Time to remember.

 *Charity

 

 

 

  1. Использование интерактивной доски

   Применение интерактивной доски позволяет учителю намного эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, организовывать групповую работу и создавать собственные инновационные разработки, при этом не нарушая привычный ритм и стиль работы. Интерактивная доска является не только средством визуального сопровождения урока, но и дает возможность включить учащихся в диалоговый режим обучения. Взаимодействие с интерактивной доской больше походит на диалог с партнером, чем на ряд монологических высказываний с возможностью печатать текст или продемонстрировать картинку. Интерактивная доска дает возможность перемещать объекты, менять их свойства (увеличивать, уменьшать, разворачивать). На доске мы имеем не просто изображение, мы можем его «оживить» и комментировать происходящий процесс.

   SMART Board, действительно, является невероятно гибким и удобным инструментом для записи, отображения и анализа информации любого формата, дает возможность работать с электронной картой, схемой, рисунком, картинкой.

   В ходе работы с интерактивной доской на уроках иностранного языка можно определить ее несомненные преимущества:

*     работа с доской в полной мере позволяет реализовать принцип наглядности;

*     яркие и привлекательные материалы коллекции воспитывают в детях эстетический вкус;

*     интерактивные возможности доски позволяют снять трудности в процессе монологического высказывания;

*     возможность вырезать и стирать объекты с экрана, копировать и вставлять их, отменять или возвращать действия придает учащимся больше уверенности: они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад, что-то изменить или исправить.

   Ценным является использование программного обеспечения доски SMART Board, в первую очередь утилит SMART Notebook.

   Материалы, представленные в SMART Notebook, можно активно использовать при изучении всех разделов изучаемого языка. Оно позволяет создавать записи, которые могут включать различные виды информации (тексты, видео, схемы, таблицы, знаки, рисунки). Программное обеспечение обладает такими возможностями:

1. При объяснении грамматического материала (например: составление различных типов предложений) использование разноцветных карандашей помогает выделить главное, заострить внимание на употреблении нужной формы смыслового глагола и местоположении вспомогательного в предложении.

2. На экране можно запечатлеть ход мыслей, зафиксировать порядок работы и при необходимости есть возможность вернуться к началу изложения или более сложному аспекту материала урока (например: тема «Разница в употреблении и образовании времен “Simple” и “Progressive”).

3. Функция «draganddrop» позволяет перемещать картинки и слова при выполнении заданий типа: «подбери  пару», «соотнеси» (в отличие от презентаций Power Point, где все объекты размещаются на своих местах в ходе создания, далее произвольным образом не могут быть изменены).

4. На одном слайде можно разместить несколько кадров данного урока и проследить ход мысли.

5. Весь материал проведенного урока с интерактивной доской можно сохранить в записи и учителю нет необходимости все заново писать и создавать.

6. Большой иллюстративный материал, представленный в SMART Notebook, позволяет осуществлять введение новой лексики, наработку слов для лексических минимумов.

   Разнообразие стилей общения и обучения на уроке, использование интерактивных технологий - все это обогащает содержание урока, ускоряет темп его проведения, повышает интерес к изучению английского языка.

    Применение интерактивных технологий на уроках английского языка, на мой взгляд, является важной частью учебного процесса, которая помогает разнообразить методы работы, развивают интерес к предмету. Используя данные технологии, учитель осуществляет системно-деятельностный подход в обучении.

   Применение интерактивных технологий  позволяет тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогает осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивает реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.

    Современность предъявляет также все более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Объемы информации растут, и часто рутинные способы ее передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения.

    Следует отметить, что использование интерактивных технологий не может обеспечить существенного педагогического эффекта без учителя, поскольку эти технологии только способы обучения. Компьютер и интерактивные технологии  в учебном процессе не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а средство, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности.