Использование сети Интернет в обучении иностранному языку
Интернет основательно вошел в жизнь каждого человека. Ежедневно миллионы людей входят во «всемирную паутину» для общения и развлечения. Возможно ли использовать Интернет для обучения иностранным языкам в современной школе?
Основная цель изучения иностранного языка в средней школе – формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, информационная) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета.
Используя Интернет на уроке иностранного языка – мы создаем модель реального общения. В Интернете учащиеся имеют возможность общаться со своими ровесниками, которые являются носителями языка. Это благоприятно сказывается на умении учащихся спонтанно и адекватно реагировать на иноязычное высказывание, стимулирует их на создание собственных высказываний, а не на использование заученных шаблонов. Общаясь по Skype учащиеся могут воспринимать иноязычную речь на слух, что положительно влияет на изучение иностранного языка.
При общении в Интернете первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражению смысла, что мотивирует изучение структуры и словаря иностранного языка, которые служат этой цели. Таким образом, внимание учащихся концентрируется на использование форм, нежели на них самих, и обучение грамматике осуществляется косвенным образом, в непосредственном общении, исключая чистое изучение грамматических правил.
Интернет помогает в формировании навыков и умений разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность, а следовательно и эффективность. Интернет развивает навыки, необходимые для анализа, синтеза, абстрагирования, идентификации, сравнения и сопоставления.
Однако, при помощи Интернета мы можем не только общаться. Глобальная сеть Интернет создает условия для получения любой информации как для учащегося, так и для учителя.
Используя Интернет мы можем:
Найти страноведческий материал, материал для исследовательской работы или для подготовки к проекту;
Прочитать газету или журнал на иностранном языке;
Принять участие в тестировании, викторине, конкурсе, олимпиаде, проводимых по сети Интернет;
Переписываться со сверстниками из других стран;
Участвовать в чатах, видеоконференциях и др.
При помощи Интернета возможно развивать не только аудитивные навыки учащихся, но и совершенствовать их письменную речь. Процесс создания текста в сети стимулирует учащихся к овладению разнообразными «технологиями» письма с использованием вспомогательных компьютерных средств, а также помогает им осознать необходимость тщательного обдумывания, переписывания и коррекции собственного текста. Также, нелишне будет вспомнить о дистанционном обучении, которое благодаря сети Интернет и происходит в письменной форме, а поэтому неразрывно связано с обучение письму и письменной речи в процессе работы с компьютерной программой и в виде передачи сообщений.
Интернет позволяет задействовать все возможные современные технологии для создания полноценных комплексных курсов иностранных языков: компьютер, новейшие интерактивные программы на CD-ROM и DVD-дисках; интерактивное общение с ровесниками, сокурсниками или преподавателем в режиме on-line, в голосовом и текстовом режимах; электронную почту. Все это в совокупности создает у учащихся сильную мотивацию для изучения иностранного языка.
Таким образом, овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использования ресурсов Интернет на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственные рамки, предоставляя ее пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на интересующие их разнообразные темы. Однако нельзя забывать о том, что Интернет – лишь вспомогательное техническое средство обучения и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс урока.
В дополнение хочется сказать несколько слов о тех сайтах и Интернет-ресурсах, которые я использую для подготовки к уроку и его проведению:
- .cartoons-english.com - на данном сайте размещено множество мультфильмов, фильмов и сериалов на английском языке для детей и подростков. Также здесь можно найти пословицы, аудиосказки, песни, учебное видео Oxford English Video, программы и видео-курсы для обучения взрослых. Примечательно, что все материалы можно качать бесплатно.
- .tv-polyglot.ru – сайт, где можно посмотреть полнометражные фильмы на английском, немецком, французском и других языках с субтитрами и без. Единственный «минус» данного сайта – невозможность просмотра в режиме on-line.
- .agendaweb.org – сайт, где можно выполнить разнообразные грамматические и лексические упражнения, прослушать тексты, посмотреть видео в режиме on-line.
- .britisgcouncil.org - на данном сайте учащиеся могут посмотреть видео, развивать грамматические и лексические навыки, пообщаться с единомышленниками, сыграть в игру, используя страноведческие знания.
- .crayon.net - поможет создать собственную электронную газету
- .learnamericanenglishonline.com – в основном грамматика.
- .bbc.co.uk/russian/learning_english/ - материалы для изучения современного живого языка
- .real-english.com – уроки, статьи, видео и др.
- .zayats.ucoz.ru – мой сайт. Сайт предназначен для учащихся и родителей, желающих помочь своим детям в изучении иностранного языка. Так как сайт был создан только в ноябре 2012 года, на нем находится не так много информации, как хотелось бы ( в основном это устные темы, материал которых учащиеся могут использовать в своих высказываниях на определенную тему). Надеюсь в дальнейшем разместить больше информации, которая будет полезна всем участникам образовательного процесса.